Что делать, если ребенок плюет в Ваши новые туфли?


 

 

Оксана плакала навзрыд в телефонную трубку.

«Представляешь, эта хулиганка наплевала в мои новые туфли. В буквальном смысле! Я прихожу в коридор, а там слюны полные лодочки. Кожаные стельки испорчены. Мне кажется, мы растим маленькую преступницу».

Муж горестно вздохнул на том конце провода.

Это была уже не первая выходка их пятилетней дочки Катюши.

После рождения сестренки Катю как подменили. Обзывается, дерется с детками на площадке, пинает бабушку, на все – «Нет» и «Не буду».

А сегодня случилось вот что. 

Оксана пошла с детьми в магазин, и Катя устроила истерику. «Купи три чупа-чупс, одну не хочу, одной мало!»

Оксана не согласилась, предупредила, что уведет из магазина без покупок. Так и пришлось сделать.

Пока шли домой, Катя как будто немного успокоилась. Но как оказалось – нет. Пока мама раздевала малышку, Катя нашла ее новые туфли и плевала в них, пока не была поймана с поличным.

«Зачем ты это сделала?» – Оксана еле сдерживала себя.

«В моем рту скопилось много слюны» – только и ответила дочка.

Как быть в такой ситуации? Как отреагировать Оксане? Спустить все на тормозах? Наказать? Поставить в угол? Обнять и поплакать вместе? Давайте проанализируем вместе.

Возможно, у Вас так и напрашивается ответ: надо уделять больше внимания ребенку, хотя бы 15 минут в день играть вместе с дочкой наедине.

Не могу удержаться от комментария про 15 минут. Если бы все было так просто, если бы все проблемы с непослушанием и детской агрессией решались 15-тиминутной совместной деятельностью с ребенком, то мы жили бы со сказочно послушными и идеальными детьми.

Почему-то у нас бытует миф, что все проблемы с детским поведением – от недостатка маминого внимания. И решить их можно – да, Вы угадали, уделяя всего лишь 15-30 минут своего внимания ребенку в день. Просто и – не работает, увы!

Давайте посмотрим на причины плевания в туфли мамы, и тогда найдутся адекватные решения.

Что такое плевки в обувь? Это агрессия. Из той же серии, что укусить, стукнуть, обозвать. Только – отложенная и опосредованная. 5-тилетняя Катюша уже понимает, что физический вред человеку причинять не стоит. И это хорошо.

Откуда берется агрессия? Означает ли это, что мама растит малолетнюю преступницу?

Единственная причина агрессии – что у взрослого, что у ребенка – это фрустрация. Чувство острого огорчения и отчаяния из-за того, что хотелось, а не далось, не получилось.

Некоторым детям легче пережить фрустрацию, а у некоторых она сразу выливается в агрессивные реакции. И зависит это от…генов. По нашумевшему Данединскому исследованию, люди с укороченным геном МАОА обладают повышенной вспыльчивостью, раздражительностью и агрессивностью. Практически все исследованные преступники и осужденные в исследовании обладали таким укороченным типом этого гена.

Но исследование так же выявило интересный факт – что не все люди с таким геном становились преступниками. То есть ребенок не обречен на ужасную участь, даже если у него повышенная вспыльчивость в генотипе.

Преступниками становились как раз те дети, которых родители наказывали, били, и вообще – обращались с ними жестоко.

Так что же все-таки делать, если ребенок наплевал в Ваши туфли?

  1. Не рубить с плеча. Не обвинять себя в невнимании к малышу и плохом воспитании (помните про фрустрацию и про гены?). Озвучить свои чувства («Ох, как я расстроена, ты испортила мои новые туфли. Я так злюсь!»). Определить последствия («Бери тряпку и вытирай стельки. Теперь мне нужны будут новые туфли, и покупку игрушек и сладостей придется отложить на потом»). И сказать, что о случившемся мы поговорим позже. Почему позже – чтобы все остыли, и Ваш воспитательный посыл лег на подготовленную почву.
  2. Вечером в спокойной обстановке вернуться к случившемуся. Рассказать, что вещи в Вашей семье портить запрещается. И обсудить АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ цивилизованные способы проявления злости. Очень классно работает метод освоения ребенком новой привычки выражать свою злость. Мы заменяем плевки, удары и ругань на, например, рычание, топание ногой, битье груши. Про этот метод я подробно рассказываю на мастер-классе «Как научить ребенка чему угодно: новая полезная привычка за три недели»:
    http://nadezhda-annenkova.ru/kak-nauchit-rebenka-chemu-ugodno
  3. Стратегически работать над напитыванием ребенка – причем, вовсе необязательно через 15 минут совместной игры в день. Надо учитывать уровень привязанности малыша – у одних это принадлежность, у других – значимость, у третьих – эмоциональная близость. Еще буду рассказывать про это в своих постах.
  4. Проанализировать, случаются ли слезы тщетности у Катюши. Когда ребенок плачет не громко и агрессивно, требовательно, а грустно, как бы изнутри, горестно. Именно слезы тщетности предотвращают агрессию, помогают ребенку смириться и адаптироваться к реальности, исцеляют злость. Если не случаются, то работать над этим.

Если Вы дочитали до этого места, то Вы вдумчивая и внимательная мама, спасибо Вам! Расскажите, хотите ли Вы воспитывать без наказаний? Считаете ли это важным? Чем заменяете их?